Содержание статьи:

Для того, чтобы сшить платье, ткани не обязательно подвергать химическому анализу или изучать устройство ткацких станков, на которых они были произведены. Но знать кое-что поглубже о текстильном полотне все же не помешает. Например, его анатомию. А точнее – тип переплетения.

Осведомленность в плане «строения» ткани позволяет правильно решить сразу несколько вопросов. Как обращаться с тем или иным полотном при его раскрое? Сколько ткани с данным типом переплетения потребуется на изделие с учетом ее усадки? Что нужно учитывать при пошиве платья из разных тканей одновременно? Какие модели и фасоны платьев подойдут при работе с определенной тканью, а какие – нет? В этих и ряде других случаев рисунок тканевых переплетений может диктовать свои условия. Получается, характер переплетения нити основы и утка – это то, с чего начинается не только сама ткань, но и особенности работы с ней…

✐ Тканевое полотно это – “основа”, то есть вертикальные нити, и “уток” нить, которая проходит между нитями основы.

Для начала маленький экскурс в «основы» для тех, кто пока не в теме. Нити текстильного полотна, как известно, идут в двух перпендикулярных направлениях. Те, что располагаются вдоль, называются нитями основы. Их антагонист – уточная нить или нить утка. Она крепится к челноку и проходит между нитями основы, создавая переплетение, которое, собственно, и делает ткань тканью.

Основной квартет

Все переплетения делятся на четыре типа: 

  • простые
  • мелкоузорчатые
  • сложные
  • крупноузорчатые

Именно этот квартет определяет все тактильные, визуальные, механические, физические и прочие характеристики и свойства тканей. То есть влияет на плотность, толщину и фактуру полотна, осыпаемость среза, растяжимость ткани, ее реакцию на температурное воздействие, влагу, и т. д.

  Простое переплетение подразделяется на полотняное, саржевое, сатиновое и атласное (последние два вида нередко объединяются в одну группу). Самое распространенное переплетение – полотняное. При этом типе переплетения нити основы и утка чередуются строго через одну в шахматном порядке, образуя наиболее прочную и удобную для раскроя разновидность текстиля, абсолютно ровного и одинакового, как с лицевой, так и с изнаночной стороны. При этом, если основная нить будет тоньше уточной, на ткани образуется поперечный рубчик (ложный репс). Посредством такого переплетения изготовляются тафта, поплин и некоторые другие виды тканей.

✐ Полотняный тип плетётся строго в шахматном порядке♜, что делает ткань одинаковой с лицевой и изнаночной стороны.
Полотняное переплетение

По составу ткани с полотняным переплетением образуют следующие группы: из хлопка этим способом производятся батист, ситец, бязь, марлевка, поплин, из льна – парусина, бортовка и само льняное полотно, из шелка – крепдешин и шифон, из шерсти – сукно и плательно-костюмная группа тканей. Самую большую усадку в хлопковых тканях с полотняным переплетением может дать ситец, однако следует учитывать, что современная текстильная индустрия шагнула далеко вперед, и теперь ту или иную ткань производитель выпускает уже с учетом подобных неприятных неожиданностей. Например, те же итальянские ткани из хлопка проходят специальную обработку, сводящую усадку практически на нет. Этому же способствует и применение высококачественного сырья (в частности, такого, как мерсеризованный хлопок). Иными словами, сегодня шить пальто или платья из натуральных тканей с полотняным переплетением стало гораздо проще.

Саржевое переплетение, в отличие от полотняного, создает на поверхности ткани характерный диагональный рубчик. Саржа – более толстое, плотное и тяжелое полотно, чем ткани с полотняным переплетением. Она эластичнее и устойчивее к истиранию, лучше драпируется, но при этом менее прочная. При раскрое ткани с саржевым переплетением требуют к себе более внимательного подхода, поскольку они достаточно ощутимо растягиваются по диагонали. В основном с помощью саржевого переплетения ткутся плотные подкладочные ткани из вискозы, хлопка и шелка, полушерстяные полотна, габардин, кашемир и ряд других тканей.

саржевое переплетение

Сатиново-атласное переплетение отличается очень гладкой и ровной поверхностью с усиленным блеском. Такие свойства сатиновые и атласные полотна получают за счет редкого переплетения основы и утка. В первом случае, когда лицевую сторону ткани образуют уточные нити, получается сатин, и наоборот, когда на первый план выходит основа, тогда получается атлас. Полотна с сатиновым и атласным переплетением характеризуются повышенной износостойкостью, они довольно эластичные и мягкие, но главное, этот тип переплетения дает возможность для нанесения на ткань особенно четкого рисунка. Сатиново-атласный тип переплетения часто применяется при производстве хлопчато-бумажных, шелковых и льняных тканей. Основные сложности, с которыми приходится сталкиваться при раскрое тканей на основе сатиново-атласного переплетения, – это повышенное скольжение и осыпаемость среза.

✐ На лицевой стороне утка – это сатин, а если основа – это атлас.
сатин
атлас

Узоры и симбиоз

Мелкоузорчатое переплетение делится на два направления. Первое связано с простым переплетением, где полотняный рисунок ткани под «мелкоузорчатым воздействием» преображается в репс и рогожку, саржевое переплетение в свою очередь дает сложную, усиленную, обратную, ломанную саржу и некоторые другие виды рисунка, а сатиново-атласный тип, соответственно, трансформируется в усиленный сатин и усиленный атлас.

✐ Мелкоузорчатые ткани бывают двух направлений: усиленное простое переплетение и комбинированное.

Репсовое переплетение образует на поверхности полотна достаточно рельефный хорошо заметный рубчик. В отличие от тканей с полотняным переплетением фактура репсового полотна более редкая, из-за чего репс оказывается менее растяжимым, а при его раскрое нужно внимательно следить за тем, чтобы на всех деталях рубчик шел в одном направлении.

Рогожка – это, в принципе, то же полотно, но только с более заметным рисунком. Ткани с переплетением «рогожка» достаточно плотные, но при этом мягкие и эластичные. Особенно пластичным и универсальным среди полотен с данным видом тканого рисунка выглядит итальянский хлопок: рогожка с Апеннинского полуострова одинаково хорошо подходит как для платья, так и для легкого пальто. Кроме хлопка ткани-рогожка производятся в льняном, шерстяном и полушерстяном исполнении.

Репсовое переплетение
Рогожка

Мелкоузорчатая саржа по своим свойствам не отличается от простой; все ее отличие в основном заключается в характере рисунка. Например, усиленная саржа характеризуется наличием на полотне широкого диагонального рисунка, посредством которого, в частности, производятся такие виды тканей, как хлопчатобумажная и шелковая саржа, шотландка, фланель или кашемир. У сложной саржи диагонали имеют различную толщину, у ломаной саржа присутствует рисунок в виде елочки, а обратная отличается от предыдущей тем, что в местах излома рисунка у нее происходит сдвиг диагоналей.

Усиленный сатин и атлас – ткани, которые отличаются усилением нитей одного из направлений полотна. У сатина усиливается нить основы, а у атласных тканей более внушительным становится уток. В результате полотна с таким рисунком превращаются в сатин и атлас с повышенной прочностью.

Комбинированное переплетение – второе направление в производстве полотен мелкоузорчатого типа. Оно включает в себя такие виды переплетений, как креповое, составное, рельефное и ряд других.

Креповое переплетение – это симбиоз рогожки и полотняного переплетения. Измененные таким союзом, они в итоге порождают своеобразный, кажущийся хаотичным, рисунок, который уже давно стал классикой в платье, женском костюме и летнем пальто. И это не удивительно: с оной стороны, данный тип переплетения создал ткань, отличающуюся особенной элегантностью, а с другой – подарил крепу такие положительные свойства, как меньшая сминаемость и более легкий крой.

Креп Манифаттура
Креп

Составные переплетения, подобно крепу, родились в результате симбиоза двух и более типов рисунка. Это полотняное и репсовое переплетения, саржевое и сатиновое, сатиновое и атласное, сатиновое и креповое, саржевое и рогожка и т. д. В основном полотна с такими переплетениями используются для пошива изделий костюмно-плательной группы.

Рельефное переплетение включают в себя ткани с выступающими нитями основы и утка. В результате применения данного вида переплетения на полотне складывается вафельный или рубчиковый рисунок. Последний, в частности, присутствует на тканях типа «пике».

Всё сложно…

Сложными называются переплетения, относящиеся к двухслойным, двухлицевым, ворсовым, ажурным и пике.

Двухслойное переплетение образуется из различных комбинаций четырех или пяти нитей основы и утка. По сути, ткани с двухслойным переплетением – это два отдельных, связанных между собою, полотна, которые в итоге превращаются в довольно толстый, плотный и тяжелый материал. Стороны у двухслойных тканей могут быть совершенно различными по составу, рисунку и фактуре, а их деление на лицевую и изнаночную чаще всего бывает чисто условным. Сегодня такие ткани известны под названием double-face, и именно они позволяют сшить из пальтовой ткани изделие без подкладки по принципу «швы внутрь».

Двухлицевое переплетение тоже достаточно сложное, хотя и несколько проще предыдущего: этот тип выработки полотна представляет собой систему из трех нитей – две основы и уток или наоборот. Чаще всего таким способом производятся хлопчатобумажные ткани сатин и байка, шерстяные – сукно, драп и велюр, а также некоторые шелковые полотна. Как и двухслойные материалы, ткани с двухлицевым переплетением отличаются повышенной толщиной и плотностью.

Двухслойное переплетение
Двухлицевое переплетение

Ворсовое переплетение образует на лицевой поверхности полотна вертикально стоящий ворс – густые выступающие кончики волокон. Сложная технология производства ворсовых тканей включает в себя образование комбинации из трех систем нитей – одной ворсовой и двух коренных систем, состоящих из основы и утка (благодаря своей высокой плотности эти системы хорошо закрепляют ворс на ткани). При этом хлопчатобумажные ворсовые ткани получают свой ворс за счет уточной ворсовой системы, которая разрезается в процессе дальнейшей отделки уже после снятия ткани с ткацкого станка (в частности, таким образом производится вельвет). Искусственный мех и шелковые ворсовые ткани (к примеру, бархат или велюр) производятся на двух ткацких саморезных станках, которые впоследствии связываются между собой ворсовой системой. При раскрое ворсовых тканей нужно контролировать направление ворса на различных деталях. Аналогичным образом следует учитывать и направление рубчика на вельвете. Разновидностью «ворсовки» считается петельное переплетение, имеющее ворс в виде петель (махровые ткани).

Ворсовое переплетение

Ажурное (или перевивочное переплетение) создает ячеистые просвечивающие ткани. Самое простое ажурное переплетение создается путем трехнитевой комбинации – уток и две основы, где одна из основ обвивает другую то с одной, то с другой стороны. В результате появляется ажурное полотно с большой степенью прозрачности, из которого можно сшить шелковое платье или хлопковую блузу изящного фасона.

Ажурное переплетение

Пике – сложное переплетение с характерным выпуклым узором. В отличие от так называемого «ложного пике», этот тип переплетения имеет дополнительную систему нитей, при которой лицевая сторона ткани стягивается, образуя тот самый рисунок «пике».

По крупному

Крупноузорчатые переплетения отличаются едва ли не самым большим разнообразием рисунка, вплоть до сложнейших орнаментов, пейзажей и портретов. И в этом нет ничего удивительного: машины Жаккарда позволяют создавать раппорты, основа которых может достигать нескольких сотен нитей, а уток – и вовсе нескольких тысяч. Все это порождает настоящую игру цвета и света, делая ткани с крупноузорчатым переплетением одними из самых эффектных и нарядных. Крупноузорчатые переплетения имеют две разновидности – простую и сложную.

Простое крупноузорчатое переплетение состоит из одной нити основы и одного утка. Этот тип переплетения создает жаккардовые полотна для самого различного применения. Например, шерстяные, шелковые, льняные и хлопчатобумажные ткани для платьев, кардиганов, легких пальто и другой женской одежды, а также подкладочные материалы и домашний текстиль.

Сложные крупноузорчатые переплетения создают на ткани рисунок из нескольких систем основных и уточных нитей. Полотна этой группы могут быть двухслойными, двухлицевыми и ворсовыми. Это гобелены для пошива пальто, платьев, костюмов, мебельные и декоративные ткани.

Жаккард(простое крупноузорчатое)
Гобелен(сложные крупноузорчатые)

Добавить комментарий