Содержание статьи:

Ходят волны на пpостоpе, 
То ли поле, то ли моpе – синий лён. 
Словно песня, словно пламя 
Словно небо под ногами – синий лён.

Да, вот такая она, воспетая даже в наше время, эта удивительная травка с небесно-голубыми цветами – синий лён. Но любят ее больше не за красивые «голубые глазки»: особенно она радует нас после того, как перевоплотится в одежду из льняной ткани. Освежающее и согревающее прикосновение льна одинаково спасительно для человеческого тела и в прохладную погоду, и в знойный полдень.

Синий, он же – золотой

Лен, как как источник волокна для нити, стал использоваться гораздо раньше хлопка или той же ели – следы кустарной переработки этого растения ведут еще к местам поселений каменного века. Не говоря уже о том, что позже одежду из льняных тканей с одинаковым удовольствием носили и египетские фараоны, и римские патриции, и русские крестьяне. Родиной возделывания льна считаются Анатолия, Персия и Закавказье.

✐ Лён не косят, а выдёргивают с корнем-теребят. Раньше эту работу делали вручную, но сейчас для этого есть специальные машины.

Возможно, лён издревле приглянулся человечеству благодаря своим уникальным потребительским свойствам и универсальности: из него с успехом делали и тончайший батист, и грубую парусину, и рыболовные сети, и многое другое. Как полагают исследователи, в древности изделия из льна ценились едва ли не на вес золота.

Кстати, о золоте. Есть предположение, что в основе легенды о золотом руне лежат именно льняные ткани. Дело в том, что лён, который культивировался в Древней Греции, был низкого качества и возделывался в недостаточных количествах, а в Колхиде – одном из признанных центров льноводства в те времена – лён и ткани, получаемые на его основе, были просто великолепны. Вот аргонавты и направились туда, чтобы поправить дела со льном в своем античном мире. То есть, изначально это был чисто коммерческий проект, и только затем на его основе греки сочинили легенду о походе античных героев за золотым руном и прочую love story. Во всяком случае, такая версия тоже имеет право на существование. Тем более, что в ее пользу, вполне, может свидетельствовать один из современных фактов: сегодня лён за его удивительные свойства называют не иначе, как «золотом текстиля». Да, «Арго», определенно, плавал за колхидским льном…

Вентилятор, печка, лекарь

Разновидностей льна – около двух сотен, но в основном культивируются четыре культуры – долгунец, стелющийся лён, кудряш и межеумок. Два последних, как правило, выращиваются для получения масла, а для текстильной промышленности здесь самый большой интерес представляет лён-долгунец.

Выработка льняного волокна – дело очень непростое. Этот процесс гораздо сложнее и затратнее тех технологий, которые используются в переработке хлопка и некоторых других растительных ресурсов, что и объясняет более высокую стоимость льняных тканей и трикотажа по сравнению с тем же хлопковым или вискозным текстилем. Но это с лихвой компенсируемся массой достоинств изделий из льна.

✐ Большая часть российского экспорта льнопродукции приходится на полотна-полуфабрикаты – неотбеленный лен. Доля России в мировом экспорте льняных тканей составляет около 15%.

Высокая прочность – один из козырей льняного полотна. Износостойкость волокон льна такова, что льняные изделия могут без проблем носиться лет по двадцать. Это намного превышает «жизненный цикл» одежды из того же хлопка или вискозы. Отчасти это связано с присутствием в льняном волокне растительного клея, а наличие в нем кремнезема обеспечивает тканям из льна устойчивость к гниению.

Теплопроводность и воздухопроницаемость, в свою очередь, делают льняные ткани воистину универсальными. С одной стороны, они хорошо сохраняют тепло, что делает льняную одежду отличной союзницей в холодное время года, а с другой – она прекрасно подходит для жары, обеспечивая телу ощущение прохлады и легкости. Кроме того, чисто льняные ткани отлично впитывают влагу, и в то же время быстро сохнут, что тоже немаловажно в тех или иных погодных и климатических условиях. Кстати, при намокании льняная ткань становится еще прочнее.

Антистатичность – еще одно замечательное свойство льна. Льняные ткани, практически, не заряжаются статическим электричеством и не накапливают его, обладая способностью напротив снимать накопившийся на теле статик. При сплошной «наэлектризованности», которая окружает сегодня человека в быту и на работе, такое «разряжающее» воздействие льняной одежды тоже бывает не лишним. Более того, лён не только помогает «не искрить», но и защищает от излучения – как электромагнитного, так и гамма-лучей. Например, утверждается, что воздействие солнечной радиации льняная ткань способна снизить в два раза.

Гигиенические возможности льняного полотна известны с давних времен. По сути, лён можно считать природным антисептиком, так как он угнетающе действует на болезнетворные микроорганизмы, а значит льняная ткань препятствует проникновению инфекций в кожные повреждения, противостоит грибковому заражению и т. п. Не случайно в больницах постельное белье, халаты и перевязочные материалы из льняного полотна в прошлом вообще были нормой, и сейчас наиболее продвинутые медучреждения снова возвращаются к этой практике. Из льняного волокна даже делают нить для накладывания швов, которая затем без каких бы то ни было вредных последствий полностью растворяется в организме. Иными словами, льняная ткань, как никакая другая, антибактериологична, гипоаллергенна и в целом очень гигиенична.

Склонность к чистоте, как еще одно преимущество льна, заключается в том, что льняные ткани гораздо меньше пачкаются, а грязь с них легко отстирывается. При этом с каждой стиркой одежда и другие льняные изделия становятся только мягче и приятнее на ощупь.

Остается лишь погладить…

Обычно льняные ткани выглядят довольно плотными и гладкими, для них характерен приглушенный блеск, наличие узелков и утолщений на нитях; со временем они не желтеют, не ворсятся и практически не растягиваются, а их естественные цвета – соломенный, бежевый, светло-коричневый или сероватый. Окрашенные льняные ткани могут приобретать какой угодно оттенок, но здесь нужно учитывать то, что, в силу природных особенностей льна, такая окраска не всегда может оказаться достаточно стойкой. Одними из самых качественных, как в плане окрашивания, так и выработки в целом, считаются итальянские льняные ткани и трикотажные полотна.

Не окрашенный и отбеленный лён можно стирать при температуре 90 градусов, а в случае с окрашенными тканями ее лучше понизить до 40 или хотя бы до 60-ти. Перед этим льняные изделия и полотна не стоит подвергать слишком длительному замачиванию, так как волокна ткани могут набухнуть, и она деформируется. В то же время неокрашенный лён отлично переносит кипячение.

Кстати, для придания льняным тканям и изделиям большей мягкости может использоваться техника стирки, известная под названием Stone Washed. Буквально это означает – «постиранный с камнями». Идея понятна: во время стирки механическое воздействие камней на ткань приводит к ее смягчению и появлению на ней той самой своеобразной «помятости». Однако экспериментировать здесь особо не стоит: не всякая ткань может выдержать такую процедуру. Развитием подобного способа работы с тканями стала технология Enzyme Washed, где используются органические вещества, также обладающие эффектом «каменного воздействия» на льняную ткань, но в более мягкой форме.

лён Stone Washed

Гладить лён после стирки лучше в недосушенном состоянии или утюгом с паром. Это заметно упростит процесс разглаживания и позволит избежать деформации льняного полотна. При этом температура утюжки должна быть достаточно высокой, но не переваливать за 200 градусов.

Едва ли не единственным минусом льняных тканей является их способность значительно мяться, но при всех прочих достоинствах льна, эту проблему вряд ли можно считать фатальной. Многие на это, видимо, сегодня просто закрывают глаза, что хорошо видно по все возрастающей популярности льняных изделий. И это несмотря на то, что активное развитие производства хлопковых и некоторых других тканей из натурального сырья еще сравнительно недавно предрекало льну полный упадок. Однако на деле все вышло иначе – он снискал звание «золота» в текстильной индустрии.

Добавить комментарий